Северные морские пути России

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Северный морской путь, занимающий особое место в географическом воображении российской аудитории, после активного завоевания Арктики в 1930‐е годы и последующего планового освоения в позднесоветский период, в 1990‐е был вытеснен с передовой российской политики. Новый всплеск интереса к Арктике пришелся на начало XXI века, когда словосочетание «Северный морской путь» снова стало важным для государственной повестки. Данная коллективная монография предлагает три подхода к изучению Севморпути – с позиции социальной антропологии, истории и экономической географии. Корпус рассматриваемых тем включает связи материальной инфраструктуры Севморпути и поддерживающих ее социальных отношений; представление Севморпути жителями арктического побережья, профессиональными сообществами и широкой аудиторией; практическую и риторическую адаптацию прибрежных поселений к социально-экономическим изменениям; различные концепции управления инфраструктурой Севморпути, а также политическую логику проектов развития «национальной транспортной магистрали». Заявленное в названии книги множественное число указывает на то, что для разных аудиторий сам феномен не тождественен: Северные морские пути – это исторические и современные, социальные и политические, риторические и практические – множественные пути России в Арктике.

Книга добавлена:
11-10-2023, 16:36
0
272
170
Северные морские пути России
Содержание

Читать книгу "Северные морские пути России"



ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИТЕТА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПРИ БОЛЬШЕВИКАХ

После прихода к власти в Сибири большевиков (Омск занят Красной армией 14 ноября 1919 г., Иркутск – в январе 1920 г., расстрел А. В. Колчака 7 февраля 1920 г.) деятельность Комитета Северного морского пути была вскоре восстановлена. Процесс восстановления работы Комитета имел ряд любопытных деталей.

Весной 1920 г. активность по воссозданию Комитета проявили два бывших члена колчаковского Комитета Северного морского пути – Франц Адольфович Шольц, который был коммерческим агентом при Комитете, и упоминавшийся выше Д. Ф. Котельников. Причем Котельников в конце 1919 г. был взят в плен частями Красной армии в Омске и заключен в тюрьму. Тем не менее через некоторое время он появился в Москве и развил там активную деятельность.

В апреле 1920 г. по докладу Ф. А. Шольца и А. В. Шотмана (председателя Сибирского областного бюро Высшего совета народного хозяйства) по вопросу о товарообмене с заграницей Сибревком принял решение о создании Комитета Северного морского пути. 20 апреля 1920 г. Сибревком утвердил положение о Комитете, согласно которому стала формироваться структура Комитета. В его состав вошли: по одному члену от Сибревкома (назначался по соглашению с Наркомвнешторгом), Уралсибкома, ВСНХ, Наркомпрода, Главвода, один специалист по персональному назначению от Сибревкома и еще один с правом совещательного голоса от Центросоюза. Председатель и его заместитель назначались из числа членов комитета по соглашению с Наркомвнешторгом. Для технического выполнения учреждается бюро в составе трех лиц. При Комитете были учреждены отделы: товарообменный, транспортный, портостроительный, научный, сметно-финансовый, общий, гидрографический. В ведение Комитета переходили Управление по изысканию постройки портов в устьях Оби и Енисея и Особый Обь-Енисейский гидрографический отряд232.

Председателем Комитета был определен Филипп Иванович Локацков233, членами: Ф. А. Шольц, С. И. Петропавловский, А. И. Лаппэ, Б. И. Троцкий, К. Г. Петунин. Гидрографическим отделом стал руководить Н. Е. Желобцов, транспортным – Б. В. Обухов, научным – В. Н. Васильев234.

Интересно, что в Иркутске формально все еще продолжал существовать «старый» Комитет Северного морского пути, который после установления советской власти оказался подчиненным Иркутскому губсовнархозу. Из Сибсовнархоза (Омск) последовало распоряжение распустить эту организацию, переслав ее материалы Комитету Северного морского пути при Сибревкоме и откомандировать наиболее сведущих специалистов, что и было выполнено к концу апреля 1920 г.235

Летом – осенью 1920 г. в Москве, по всей видимости, при содействии В. М. Свердлова (брата Я. М. Свердлова) и инициативе объявившегося там Д. Ф. Котельникова было подготовлено другое решение: 2 декабря 1920 г. принято «временное положение» о Комитете Северного морского пути при Наркомате внешней торговли во главе с председателем Александром Александровичем Якушевым236.

В январе 1921 г. в Москву приехал Ф. А. Шольц, который писал в письме Локацкову, что «вся эта афера с „двумя парламентами“ была затеяна Котельниковым с расчетом стать председателем московского комитета. Не попав в председатели, он приготовил себе должность инспектора (члена Комитета) с полномочиями по инспектированию всех работ, проводимых в Сибири!»237 Итогом поездки и активных действий Ф. А. Шольца стало отстранение Котельникова от работ по Комитету и решение Коллегии Наркомвнешторга от 24 января 1921 г. за подписью Войкова и Лежавы об упразднении московского Комитета Северного морского пути. Тем же решением Комитет Северного морского пути сохранялся в Омске при Сибревкоме. Представителем НКВТ по делам Комитета Северного морского пути назначался А. А. Якушев. Председателем Комитета по соглашению с Сибревкомом утверждался Уполнаркомвнешторга по Сибири – Локацков Филипп Иванович. Его заместителем – член Комитета, по персональному назначению Сибревкома Ф. А. Шольц238.

Это было компромиссное решение, с одной стороны, сохранявшее статус-кво руководителей Комитета. В то же время этим решением Комитет Северного морского пути ставился в зависимость от Наркомата внешней торговли.

Таким образом, анализируя довольно сложный процесс трансформации Комитета, мы можем констатировать преемственность колчаковского и советского Комитетов Северного морского пути. Организаторы советского Комитета – это в значительной степени сотрудники бывшего колчаковского Комитета. Делопроизводство и частично штаты старого Комитета стали основой советского. Продолжил работу в советском Комитете и делопроизводитель Управления колчаковского Комитета В. Н. Васильев. Продолжил сотрудничество с Комитетом его бывший председатель В. Л. Попов.

Второй важный момент, говорящий о преемственности, – это подчиненность комитета. В правительстве Колчака комитет был в ведении Министерства торговли и промышленности. После смены власти Комитет оказался в ведении Сибревкома – т. е. региональных властей, но практически сразу Комитет попал под опеку Наркомата внешней и внутренней торговли – по смыслу то же ведомство, что и Министерство торговли и промышленности у Колчака.

Преемственность наблюдалась и в направлениях деятельности – прежде всего это организация Карских экспедиций. По этому направлению в 1920 г. выработалась стандартная схема организации экспедиций, которую вкратце можно охарактеризовать следующим образом: КСМП аккумулирует заявки на отправку и получение грузов. Далее идет формирование двух караванов судов – морского из европейских стран и речного из Сибири. КСМП формирует речной отряд судов на Оби и Енисее и участвует в формировании (фрахте) судов морского каравана в 1920 г. – через Управление морским транспортом Белого моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран). Далее в ходе экспедиции происходит встреча речных и морских отрядов в Обской губе (в 1920 г. – это бухта Находка, с 1921 г. – Новый Порт) и на Енисее (Усть-Енисейский порт, а с 1929 г. Игарка), где происходит обмен грузами, после чего караваны возвращаются к местам базирования, развозя грузы.

Об основных направлениях работы уже в 1920 г. мы можем судить из доклада о деятельности КСМП, в котором отмечены следующие основные пункты:

1. Транспортный отдел отвечал за организацию экспедиции в устья рек Оби и Енисея. Международное положение не позволило в этот год осуществить товарообмена, и экспедиция была направлена только на вывоз из Сибири хлеба в Архангельск, что было крайне необходимо для решения продовольственной проблемы. Данное задание было выполнено.

2. Гидрографический отдел и радиосвязь. В навигацию 1920 г. были снаряжены не только Обская гидрографическая экспедиция и гидрографическая экспедиция к устью Енисея, но и гидрографическая экспедиция к устью р. Лены для промеров в бухте Тикси. В докладе 1920 г. отмечалось, что «столь удачные работы экспедиции дают возможность в близком будущем осуществить главную цель использования Северного морского пути для товарообмена через устье реки Лены»239.

3. Портостроительный отдел. Помимо обследования бухты Находка важным итогом стало исследование отдельной Обской гидрографической партией А. И. Осипова нового более удобного места для организации перегрузок товарообменных экспедиций – Нового Порта.

Кроме того, были возобновлены работы по строительству инфраструктуры Усть-Енисейского порта (строительство причалов и складских сооружений).

По научному отделу в навигацию 1920 г. КСМП организовал две экспедиции:

– Норильская геологоразведочная экспедиция по согласованию с Геолкомом (произвела разведку месторождения каменного угля, и попутно разведано было два меднорудных штока, вероятный запас руды более 19 млн т);

– Норильская железнодорожная изыскательская партия с целью организации доставки норильского угля к берегам Енисея по линиям Норильск – Дудинка, Норильск – Усть-Енисейский порт240.

В 1921 г. перечисленные работы были продолжены. Кроме того, КСМП принял участие в организации поисков пропавших участников экспедиции Р. Амундсена – П. Тессема и П. Кнудсена.

Таким образом, уже в первый год работы советского КСМП реальная деятельность Комитета была направлена на решение не только оперативных задач (проведение Карской экспедиции), но и среднесрочных (гидрографическое обследование, выбор нового порта на Оби, строительство порта в Усть-Енисейске) и долгосрочных (обследование устья Лены).


Скачать книгу "Северные морские пути России" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Социология » Северные морские пути России
Внимание