Северные морские пути России

Коллектив авторов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Северный морской путь, занимающий особое место в географическом воображении российской аудитории, после активного завоевания Арктики в 1930‐е годы и последующего планового освоения в позднесоветский период, в 1990‐е был вытеснен с передовой российской политики. Новый всплеск интереса к Арктике пришелся на начало XXI века, когда словосочетание «Северный морской путь» снова стало важным для государственной повестки. Данная коллективная монография предлагает три подхода к изучению Севморпути – с позиции социальной антропологии, истории и экономической географии. Корпус рассматриваемых тем включает связи материальной инфраструктуры Севморпути и поддерживающих ее социальных отношений; представление Севморпути жителями арктического побережья, профессиональными сообществами и широкой аудиторией; практическую и риторическую адаптацию прибрежных поселений к социально-экономическим изменениям; различные концепции управления инфраструктурой Севморпути, а также политическую логику проектов развития «национальной транспортной магистрали». Заявленное в названии книги множественное число указывает на то, что для разных аудиторий сам феномен не тождественен: Северные морские пути – это исторические и современные, социальные и политические, риторические и практические – множественные пути России в Арктике.

Книга добавлена:
11-10-2023, 16:36
0
272
170
Северные морские пути России
Содержание

Читать книгу "Северные морские пути России"



Базовый ресурс для массовых перевозок

Каждый раз смена «якорного» ресурса, перевозимого по СМП, сопровождалась значительным увеличением общих объемов перевозок грузов, в котором «якорный» ресурс формировал значимую часть. Это даже не многократное, а на порядок увеличение грузопотока всегда означало радикальное, революционное «переобмундирование» транспортных судов, поддерживающих их ледоколов, портового хозяйства, полярной навигации СМП.

И всегда в авангарде этой трансформации шла хозяйственная структура-лидер, которая задавала своей деятельностью новый формат работы, новый тонус в деятельности СМП и всей морской логистики. В 1930‐е гг. такой структурой был Игарский лесокомбинат, в 1970‐е гг. «Норильский никель», в 2010‐е гг. – НоваТЭК.

Сказанное не означает, что не было других хозяйственных структур – пользователей трассы СМП. Они были, но правилоформирующим, правилозадающим агентом был лидер, который начинал революционные преобразования. Он устанавливал передовые практики хозяйственной производительности и эффективности работы в Арктике и на СМП.

Немаловажно и то, что он обладал способностью первым обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов для успешного решения новых задач добычи востребованных на внешних рынках природных ресурсов Арктики и их доставки на эти внешние рынки. В советское время такая мобилизация дефицитных материально-технических средств определялась «весом» предприятия в отраслевой системе лоббирования. В новое время успех в мобилизации финансовых ресурсов определяется способностью ресурсной корпорации получить доступ к заемным средствам на мировых рынках банковского кредитования у стран и агентов – потенциальных пользователей природных ресурсов Арктики, а также поддержкой компании на самом верхнем уровне российского руководства (чтобы привлечь средства российских структурообразующих банков и Фонда национального благосостояния). Возможность получения займов с внешних финансовых рынков, конечно, кратно увеличивает потенциальный пул инвестиционных ресурсов для проекта, по сравнению с советским временем, когда рассчитывать можно было только на государственное (бюджетное) финансирование. Однако и стоимость таких проектов добычи «якорного» для СМП, грузоформирующего природного ресурса также увеличилась кратно по сравнению с советским временем.

Может возникнуть вопрос: почему «якорным» ресурсом для СМП признается самый массовый, а не самый дорогой груз? Стоимость тонны норильской, баимской или томторской руды существенно выше, чем стоимость тонны СПГ, нефти, нефтяного конденсата. Но СМП «разогревается» массовыми перевозками! А самые дорогие по цене тонны грузы обычно не формируют массового потока.

Десятки миллионов тонн сегодня формируют углеводороды, прежде всего СПГ, а прежний лидер, норильский концентрат – «только» первые миллионы. Так раньше норильская руда формировала миллионы тонн грузов по СМП, а игарский лесоэкспорт – «только» сотни тысяч, лишь в отдельные пиковые годы – первые миллионы тонн. Ресурс, который создает новую реальность массовых перевозок, на порядки превосходящих характерные для прежнего технологического уклада, обладает безусловной «правотой» с точки зрения загрузки трассы, удешевления ее работы за счет эффекта экономии на масштабе, и потому должен быть признан «якорным». Потому что новые массовые грузы формируют условия для удешевления использования морской трассы за счет регулярности и круглогодичности работы судов-челноков (российский вице-премьер Ю. П. Трутнев назвал этот формат работы СМП «суда должны ходить как электрички»374).

Действительно, с выходом на современные десятки миллионов тонн перевозок меняется ритм работы всей трассы. У «Норильского никеля» вывозка добытой руды была дискретной (накопили за месяцы работы – вывезли) – в отличие от него у НоваТЭКа ритм работы более частый: на стадии строительства завода Ямал-СПГ суда из Архангельска на Сабетту ходили чаще одного раза в два дня (200 рейсов за год). Летом 2018 г. впервые СПГ-танкеры ледового класса прошли из Сабетты восточным путем в Китай вообще без ледокольного сопровождения. Но так бывает не всегда: майский рейс 2020 г. по СМП газовоза «Кристоф де Маржери» из 12,5 дня сопровождался 11,2 дня ледокольной проводки (атомоход «Ямал»).

Но что же стало важнейшим внешним фактором, который обусловил сдвиг в структуре морских перевозок по СМП – от норильской руды к новатэковскому сжиженному природному газу? В конце 1980‐х гг. были впервые разработаны технологии, которые обеспечивали экономичное сжижение и транспортировку природного газа на дальние расстояния – то, что ранее было недоступно: сжиженный природный газ нельзя было транспортировать далеко, но только на ближний, «домашний» рынок. Произошло то же, что ранее обеспечило экономический взлет Аргентины в результате внедрения технологий рефрижераторных морских перевозок, что позволило стране стать поставщиком мяса и зерна для Великобритании и всего Северного полушария (Перес, 2011: 141).

Возник новый глобальный рынок СПГ – такой же, как рынок нефти, трубного газа, нефтепродуктов. Начался бум новых крупных СПГ-проектов по всему миру, обращенных на этот рынок: в 2018 г. на СПГ приходится уже 40% физических объемов мировой торговли газом (к 2040 г. ожидается 60%).

Этот импульс с мирового рынка дошел до российской Арктики в очень подходящий период радикальных экономических реформ, то есть слома рутинизации, расшатывания основ прежнего индустриального уклада и беспрецедентных возможностей для экспериментирования с новыми, ранее не задействованными видами добычной деятельности в российской Арктике: добыча и производство СПГ, переработка нефтяного и газового конденсата, газохимия и производство полимеров и др.

С конца нулевых годов НоваТЭК приступил к реализации новых СПГ-проектов, которые дали первую продукцию в декабре 2017 г., тем самым радикально изменив всю производственно-логистическую систему российской Арктики и СМП. Запуск СПГ-проектов повлек революционное переформатирование работы системы арктических портов (СПГ-порт Сабетта обеспечивает сейчас более 65% общего объема грузоперевозок по СМП, для сравнения – норникелевская Дудинка – менее 5%), создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (завод заводов для СПГ-производства, размещенный в Белокаменке в Кольском заливе), проект создания нового бункеровочного порта для судов на СПГ и одновременное проектирование судов ледового класса разного функционального назначения и размерности, ледоколов, на СПГ.

Новый якорный ресурс российской Арктики не только обеспечивает на порядок более высокую загрузку СМП, но и вовлекает в свой фарватер – как сопряженные – судостроительство, коммунальное хозяйство отдаленных сел и поселков Арктики, портовое хозяйство и др. Он обладает более высоким синергетическим потенциалом в комплексировании с другими отраслями арктической экономики – по сравнению, например, с рудным концентратом «Норильского никеля». (Единый Норильский промышленный район создавался как единый хозяйственный комплекс не на особых системоформирующих свойствах норильской руды, а на признании эффективности комплексной локализованной организации производительных сил вокруг ядра комбината.) Можно ожидать, что и институты СМП также будут «подверстываться» под этот суперресурс нового технологического уклада российской Арктики – как ранее они трансформировались для удобства «Норильского никеля», а еще ранее – Игарского лесокомбината.

Указ Президента РФ № 204 от мая 2018 г. определил для 2024 г. планку в 80 млн тонн перевозок по Северному морскому пути. В этом объеме СПГ обеспечивает 41 млн тонн, то есть более половины, а если обещанные угольные объемы в 20 млн тонн не будут обеспечены, тогда СПГ даст две трети общего объема перевозок по трассе СМП375.

Выход на принципиально новые показатели работы СМП (от советских 6,5 до 100 млн тонн в перспективе 2030‐х гг.), ввиду превращения СМП в новую опорную инфраструктуру нового технологического уклада, отражает не только беспрецедентную роль СПГ как якорного ресурса российской Арктики, но также и тот факт, что все новые проекты, как в добыче углеводородов, так и минерально-сырьевых, угольных ресурсов, получая от СПГ-проектов сигнал о современных передовых практиках, о новых приемах, всей организации освоения природных ресурсов Арктики в духе нового технологического уклада, уже ориентируются исключительно на морскую логистику, то есть на загрузку СМП.

Российские ресурсные компании, работающие в Арктике, теперь все имеют связи с морской Арктикой, с морехозяйственной деятельностью. Но интенсивность этих связей, которую можно условно оценить по частоте морских рейсов (в том числе и с ледокольной проводкой) и масштабам морской транспортировки добытого в Арктике природного сырья, – разная. Чемпионами «мористости» выступают НоваТЭК и «Газпромнефть», за ними следуют «Норильский никель» и «Лукойл».


Скачать книгу "Северные морские пути России" - Коллектив авторов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Социология » Северные морские пути России
Внимание